RUS / ENG

Цикл­ мас­тер-­клас­сов ­худо­жник­ов о­снов­ного­ про­екта­ 4-й­ Мос­ковк­ой б­иенн­але

Московская биеннале современного искусства совместно с Институтом проблем современного искусства организовали цикл мастер-классов художников основного проекта 4-й Московкой биеннале современного искусства.

ОЛЬГА КИСЕЛЕВА - художник, преподаватель современного искусства в Сорбонне, родилась в Санкт- Петербурге, живет и работает в Париже. Она чередует акции, проводимые в городской среде или сети Интернет, с инсталляциями в музеях и галереях. Используя инструменты медиа-реальности, Киселева экспериментирует в области различного воздействия на окружающий мир: природные условия, климат, культурные традиции и т. д.

Произведения художницы принимают различную форму: от миниатюрных серийных авторских объектов до монументальной скульптуры, от компьютерной графики, до сибахрома. Ее работы выставляются в Музее современного искусства в Париже, Центре Жоржа Помпиду/ мадридском Музее им. Королевы Софии, а также МоМА в Нью Йорке. В 2002 году проект Ольги Киселевой «Пропорции времени и пространства» получил Государственную Премию Академии Наук Франции.

На 4-й Московской биеннале Ольга Киселева представляет проект «Сделано на заказ», моделирующий нано-оптические процессы в режиме реального времени. С помощью механизма анализа цвето-метрических данных и трансформации белого цвета в желаемый каждый зритель может выбрать свой цвет, но лишь на некоторое время, ведь следующий зритель выберет другой. Концепция проекта симптоматична для современного мира. Сегодня, когда конфликт границ стоит так остро, возникает множество вопросов: до какой степени мы имеем право адаптировать окружающий мир для своих нужд, где грань между допустимым и недопустимым, между улучшением и разрушением? Для Ольги Киселевой нанотехнологии - это возможность экспериментировать в создании коллективных норм, она размышляет о том, кто мы такие, каковы наши задачи и ценности, готово ли наше общество публично пересматривать и эффективно оценивать их, например, в механизмах представительной демократии.


Клэр Фонтен (Claire Fontaine) – вымышленный художник, придуманный в 2004 году дуэтом двух французских неоконцептуалистов: философом Фульвиа Карневаль (Fulvia Carnevale) и художником Джеймсом Торнхиллом (James Thornhill). Творчество Клэр Фонтен – форма протеста против политического бессилия и кризиса индивидуальности, характерных для современной жизни.

На 4-й Московской биеннале будет представлена работа Клэр Фонтен «Great P.I.I.G.S.». Great P.I.I.G.S. – распространённое сокращение, введённое в 2008 году журналистами и финансовыми аналитиками для обозначения шести стран – Великобритании (Great), Португалии (P), Ирландии (I), Италии (I), Греции (G) и Испании (S), которые обладают настолько крупным государственным долгом, что оказались на грани банкротства. Позже использование этого акронима в прессе было запрещено из-за оскорбительного сходства с английским словом «pig» – «свинья».

Эта инсталляция представляет собой часть карты Европы, включающую только страны Great P.I.I.G.S., выложенную из десятков тысяч спичек, которые затем поджигаются. Она символизирует глобальную социально-политическую нестабильность, которая стала побочным продуктом недавнего финансового кризиса. Но одновременно это поэтический символ бесчисленных жизней, которые были разрушены, сломаны и пожертвованы коррумпированной системе. Это напоминание о том, как и до какого предела нами управляют.


Кен Лум (Ken Lum) – канадский художник родом из Китая. Oн использует разные техники, включая живопись, скульптуру и фотографию. Его искусство концептуально ориентированно и затрагивает проблемы индивидуальности по отношению к категории языка и изображения. Кен представлял Канаду на the Carnegie International (1991), Sydney Biennale (1995), the São Paulo Art Biennial (1997), the Shanghai Biennale (2000), Documenta XI (2002). Другие выставки включают Johannesburg Biennale (1997), Liverpool Bienniale (2006) и многие другие. Ретроспективный обзор работ Лума открылся в феврале 2011 года в художественной галерее Ванкувера.

На 4-й Московской Биеннале Кен Лум представляет проект, состоящий из двух, примыкающих друг к другу корпусов, знаменующих взаимодействие круга и квадрата. В китайской философии соотношение круга и квадрата является ключевым в теории Цзин, воплощая в себе свод законов, присущиx всему живому в природе. Леонардо да Винчи использовал эти два символа в создании своего Виртувианского человека. За основу своего проекта художники взяли образец русской матрешки с ее системой внутреннего и внешнего наслоения в сочетании с зеркалами, которые предлагают зрителю определиться с отображениями.


Айзек Джулиен (Isaac Julien) – один из самых влиятельных художников, работающих в жанре видеоинсталляции и кинематографа последние 25 лет. В его работах сочетаются различные медиа, такие как: кинематограф, танец, фотография, музыка, театр, рисунок и скульптура, их единство создает уникальный язык его видеоинсталляций. Живет и работает в Лондоне.

В 2001 году Исаак Джулиен был номинирован на самую престижную премию в сфере современного искусства – премию Тернера – за фильмы «Долгая дорога в Мазатлан» (1999) и «Страна бродяг» (2000). Также Исаак – обладатель таких наград, как: награда Юджина МакДермота от Технологического института Массачусетса, премия большого жюри на Kunst Film Biennale, специальный приз «Тедди» на Международном кинофестивале в Берлине, приз кинокритиков на Каннском кинофестивале и многих других.


Ребекка Хорн (Rebecca Horn) – одна из самых знаменитых художниц в мире, родилась в Германии. Наибольшую известность ей принесли инсталляции, перформансы, а также видеофильмы. В своих перформансах она использовала дополнительные приспособления, часто механизмы, при помощи которых получала возможность расширить способности собственного тела. Одна из самых знаменитых ее работ – «Карандашная маска» – перформанс, во время которого она была одета в похожую на сбрую маску с вмонтированными карандашами, которыми она рисовала. Одна из основных тем Ребекки – это рефлексия на творческий процесс, который в её трактовке представляется сверх мучительным занятием. Постепенно Хорн начала делать отдельные от перформансов объекты-механизмы и механические инсталляции.

В рамках Московской биеннале пройдет премьера нового фильма Ребекки «Лунное зеркальное путешествие». Фильм снят по материалам ее ретроспективной выставки, которая прошла в 2007 году в берлинском музее Мартин-Гропиус-Бау и отражает творчество Ребекки за последние 25 лет. Сама Хорн называет свой фильм «суфийским путешествием».


Сьюзан Хиллер (Susan Hiller) родилась в США, но большую часть времени художница живет и работает в Великобритании. Будучи одной из самых заметных фигур на арт-сцене, начиная с 60-х годов прошлого века, она оказала огромное влияние на многих художников своего поколения.

В своем творчестве Сьюзан использует повседневные явления и культурные артефакты общества, черпает вдохновение в самых разных источниках: от открыток, снов, архивов и передач дневного телевидения до встреч с НЛО и фильмов ужасов. Используя техники собирания и каталогизирования, презентации и демонстрации, она превращает повседневные явления в произведения искусства, которые могут служить источником для исследования современной культурной жизни. Как художника Хиллер интересуют иррациональные переживания: подсознательное, сверхъестественное, мистическое и паранормальное.

На 4-й Московской биеннале будет представлена звуковая инсталляция Сьюзан Хиллер «Свидетель» (2000). Много лет Хиллер собирала истории о сверхъестественных событиях со всего мира: рассказы о ярких огнях в небе, загадочных происшествиях, видениях и визитах паранормальных существ. Сьюзан приглашает нас исследовать область, в которой рациональный подход становится бессильным. Впервые эта работа была показана в заброшенной часовне в Лондоне. С тех пор она выставлялась в Балтийском центре современного искусства, Кунстхалле в Базеле, музее Серралвес в Порто, Кастельо ди Раволи в Турине и галерее Тейт в Лондоне.


rAndom International – группа художников, в которую входят Стюарт Вуд, Фло Орткрасс и Ханс Кох. Художники работают на пересечении науки, дизайна и искусства, изобретая интерактивные, экспериментальные инсталляции, основанные на высоких технологиях. Коллектив был основан в 2002 году, после того, как его участники закончили Королевский колледж искусств в Лондоне.

Большинство их работ интерактивны и требую прямого участия зрителя. Группа работает по заказу компаний и художников – Олафура Элиассона, Philips Design, the BBC, Audi Design и других.

На Московской биеннале будет представлена инсталляция «Муха», посвященная исследованию коллективного разума. По залу будут развешаны видеокамеры, перемещающиеся на тросах, в некотором роде играя роль насекомых. Перемещение камер будет запрограммировано, отталкиваясь от поведения человека, вошедшего в зал. Работа основана на изучении «ролевого интеллекта». В книге «Из чего состоит общество» Мэрвин Минский доказал, что кооперация искусственных агентов может стимулировать более высокие познавательные услуги. Эта модель исследовалась тогда не только у автоматов и искусственных агентов, но и у насекомых.


Ахмет Огют (Ahmet Ogut) родился в Турции, сейчас живет и работает в Амстердаме. В 2009 году Огют представлял Турцию на 53-й Международной Венецианской биеннале. Ахмет Огют – концептуалист, использует разные техники: видео, фотографию, инсталляцию, рисунок. Художник часто работает в интерактивном жанре: в его произведения обязательно включена публика, которая должна взаимодействовать с объектами искусства. Многие его работы затрагивают проблему терроризма.

Для московской биеннале Огют представил инсталляцию «Загадка: как пересечь реку». Художник задает зрителю головоломку, как могут пересечь реку несколько персонажей, фигуры которых вырезаны из картона и стоят перед зрителем.


Йонас Cталь (Jonas Staal) родился в Нидерландах. Его работы посвящены исследованию отношений между искусством, политикой и идеологией. Его главная тема – исследование демократии как идеологии. Он считает, что хотя западное общество не признает демократию формой идеологии, на самом деле демократия – это именно идеология, которая не хочет быть признана таковой. Художник исследует механизмы воздействия демократических институций на общество, а также средства пропаганды демократии в «свободном» и «несвободном» мире.

На Московской биеннале представлена инсталляция Йонаса Сталя «Улица Сталина», которая состоит из нескольких фотографий, таблички с названием улицы и письма в муниципалитет Амстердама, в котором художник оспаривает переименование улицы. Художник восстановил табличку с названием «Улица Сталина» в Амстердаме, которая была переименована в улицу Свободы после вторжения советских войск в Венгрию в 1956 году. Художник оспаривает демократию без истории, считая факт переименования переулка властями актом демократического догматизма.


Даниель Каногар (Daniel Canogar) – мультимедийный художник, специализирующийся в области фотографии, скульптуры, видео, инсталляциях. живет и работает в Мадриде.
Работы Каногара выставлялись в Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia (Мадрид), Santa Monica Art Centre (Барселона), Andy Warhol Museum в Питтсбурге (США) и многих других, а также находятся в коллекциях Coca Cola Foundation, MUSAC (Лион), Musee du Art Contemporain (Лион).

На 4-й Московской Биеннале Даниэль Каногар представляет скульптурную инсталляцию «Сканнер», в работе над которой он использовал различные материалы: цветные компьютерные кабели, телефонные и электрические провода, тысячи перегоревших лампочек, видео пленки, старые игровые автоматы, DVD-диски. Инсталляция посвящена исследованию краткого существования технологических предметов, от которых мы избавляемся. Обращаясь к «мертвым материалам», Даниель Каногар пытается эти предметы возродить, раскрыть секреты и оживить общую память, которую они хранят, чтобы составить точный портрет общества и времени.

Участники:

 

Модераторы - Алексей Пензин, Станислав Шурипа

 

При поддержке Британской высшей школы дизайна в Центре дизайна ARTPLAY